Интерактивный портал

службы занятости населения

Томской области

Войти через госуслуги

Трудоустройство инвалидов в счет квоты

Содействие трудовой занятости инвалидов, вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов регулируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области».

В Томской области установлена квота для приема на работу инвалидов в размере    2 % от среднесписочной численности работников для работодателей, численность работников которых составляет от 35 человек (до 2018 года такая обязанность была установлена для работодателей с численностью работников более 100 человек).

Квотировать рабочие места для инвалидов обязаны все работодатели с указанной численностью работников, осуществляющие деятельность на территории Томской области.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Размер квоты для приема на работу инвалидов, а также количество специальных рабочих мест рассчитывается работодателями самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.

Исчисление среднесписочной численности работников осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредными и (или) опасным условия труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.
Количество рабочих мест с учетом установленной квоты для приема на работу инвалидов рассчитывается по правилам математического округления.

В счет установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели включают рабочие места, в том числе специальные, на которых уже работают инвалиды.

При изменении среднесписочной численности работников работодатели производят перерасчет квоты для приема на работу инвалидов.
 
В случае если расчетное число квотируемых рабочих мест меньше фактически работающих в организации инвалидов организация производит резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 08 августа 2011 года № 241а «О резервировании рабочих мест для инвалидов», посредством выделения работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств в пределах установленной квоты, и принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Работодатели могут осуществлять резервирование рабочих мест по любым профессиям и должностям в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида.

Трудоустройство инвалидов на зарезервированные рабочие места работодатели осуществляют как самостоятельно, так и путем обращения в органы службы занятости за предоставлением государственной услуги содействия в подборе необходимых работников.
 
С 1 января 2018 года в соответствии с Законом Томской области от 13.11.2017 № 125-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты:
арендовать рабочие места у других работодателей;

заключать соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места у другого работодателя.
В случае заключения соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатель, которому установлена квота для приема на работу инвалидов (далее - направляющая сторона), направляет обратившихся к нему для трудоустройства инвалидов к другому работодателю (далее - принимающая сторона), а принимающая сторона за счет направляющей стороны выделяет (создает) рабочие места и (или) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимает на работу инвалидов в счет установленной для направляющей стороны квоты для приема на работу инвалидов.

Направляющей стороной является работодатель, не выполняющий квоту.

Если принимающей стороне установлена квота для приема на работу инвалидов, то принимающая сторона не освобождается от обязанности по квотированию рабочих мест.
 
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 09 июня 2011 года             № 169а «Об утверждении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов».

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет одно рабочее место.

Условия труда инвалида должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации, абилитации инвалида.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 года                       № 685н.

Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого инвалида или для группы инвалидов с однотипными нарушениями (ограничениями).
 
Работодатели, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, обязаны ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять по месту регистрации в органы службы занятости населения Томской области информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема инвалидов на работу.

Порядок предоставления работодателями такой информации утвержден приказом Департамента труда и занятости населения Томской области от 13 августа 2015 года                       № 129.

Контроль и надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется Департаментом труда и занятости населения Томской области путем проведения плановых и внеплановых проверок работодателей в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным приказом Департамента труда и занятости населения Томской области от 12 декабря 2013 года № 172.

Организация и проведение плановых проверок осуществляется в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании ежегодно разрабатываемых и утверждаемых Департаментом планов с обязательным согласованием плана с органами прокуратуры.

Утвержденные планы проверок размещаются на официальном сайте Департамента.

Предметом проведения проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

В случае выявления в ходе проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) должностными лицами Департамента составляются протоколы об административных правонарушениях, выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.

При вынесении в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предписаний об устранении нарушений обязательных требования, по истечении сроков для устранения нарушений, должностными лицами Департамента проводятся внеплановые проверки, предметом которых является выполнение выданных предписаний, при этом проверке подлежат только выполнение обязательных требований, о нарушении которых было указано в предписании.
 
За несоблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность:

в соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой  для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов либо предоставление таких сведений в неполном или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В случае невыполнения в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства и воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) предусмотрена административная ответственность:   

в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей;
 

Яндекс.Метрика